Только вхожу в дорожный ритм и уже сворачиваю на грунтовку. Сушь стоит пару недель, дорога укатанная, почти как бетон. Дорога ведет вниз с неслабым градиентом. В дорожном просвете вижу развалины Айзкраукльского замка, построенного в XIII веке. Вокруг и повсюду таблички - частная собственность. С грунтовки к замку ведет тропинка чуть шире покрышки моего велосипеда!
Время неплохо поработало над замком, похоже и люди помогали. Камень в строительстве всегда сгодится.
Обратный путь в гору был несколько сложнее, но вот преимущества горника - проходимость.
Айзкраукльская (старая) лютеранская кирха. Постройка 1680 года. Строго почти аскетично.
Возвращаюсь на шоссе и через несколько километров снова сворачиваю влево по узкой тропке мимо жилых домов к старому городищу.
Это уже на окраине Скривери.
На вершину одного их холмов, окружающих городище я уже взбирался пешком. Подъем очень крут и высота немалая. С верхней точки холма Крауклю открывается неплохой вид на Даугаву. Светлый пятачек с крестом внизу - обозначенное после раскопок место старой церкви, постройки еще 1207 (?) года. А поселения здесь строились еще за тысячелетие до н.э.
Даугава, городище и уголок поселка Скривери.
На выезде из Скривери - дендрологический парк, основанный в 1891 году хозяином Скриверского поместья Максимильяном фон Сиверсом.
Небольшой круг по парку и к обрывистому берегу Даугавы и далее в путь. Поселков и небольших городов много, через каждые несколько километров, один за другим.
Лиелварде, церковь Николая Чудотворца.
Ведомый любопытством я последовал по коричневому указателю с надписью "Водопад Румбиняс"... Невысок, зато натуральный!
Музей Лиелварде, посвящен знаменитому латышскому поэту, яркому представителю «народного романтизма» Андрею Индриковичу Пумпурсу и его знаменитому детищу – Лачплесису.
Лачплесис – знаменитый герой-богатырь латышского эпоса, который совершает необычайные подвиги в борьбе с темными силами на Латвийской земле, но принимает смерть в битве с подлым и хитрым Черным Рыцарем. В Латвии Лачплесис до сих пор очень знаменит. Даже государственный праздник День защитника Родины здесь называют Днем Лачплесиса.
Андрей Пумпур знаменит не только благодаря Лачплесису. Он был достойным офицером русской армии, принимал участие в русско-турецкой войне, борясь за независимость Сербии. Пумпур окончил в Одессе юнкерское училище и стал профессиональным военным. Экспозиция музея повествует о жизненном пути этого бесстрашного человека и о том времени, в котором появилось его незабвенное произведение.
Музей располагается в здании на берегу Даугавы. Один из огромных валунов в парке около музея – ложе или постель богатыря Лачплесиса. Гигантский камень можно найти на всех туристических картах Латвии. Историки и археологи подтверждают, что эпос Андрея Пумпура «Лачплесис», созданный на основе народных сказаний, повествует как раз о грандиозных и трагических событиях, связанных с этим валуном. Именно около него состоялась битва, в которой вероломный Черный рыцарь обманом отрубил медвежьи уши Лачплесису. По преданию камень волшебный и может исполнить заветное желание.
И еще одной тайной музея является знаменитый Лиелвардский пояс, названный так по месту, в котором располагается музей. Это - тканый пояс, шириной с ладонь и длиной около 4 метров. Его оборачивают вокруг талии несколько раз.
Традиции ткачества Лиелвардского пояса передаются из поколения в поколение много веков. Пояс состоит из красной и белой нитей. Важно, чтобы красная нить была из шерсти, а белая - из чистого льна. Из них плетется орнамент. На Лиелвардском поясе размещается около 50 сюжетов. Они по порядку перерастают от простого к сложному, от мелкой формы к крупной. Среди элементов орнамента присутствуют ветвистые кресты, ромбы, зигзаги, свастики.
Существует версия, что на поясе - не просто орнамент, а закодированные письмена древних предков. Пояс содержит около 200000 точек и хранит информацию о мироздании, космосе, жизни и смерти. Каждый пояс создавался для одного человека и был абсолютно уникальным. Мастер ткал пояс с именем его будущего обладателя на устах и на фоне общего мироздания выплетал орнаментом весь его жизненный путь. В настоящее время мастера сохранили лишь рисунки орнаментов, а их названия и символика давно потеряны.
Ложе Лачплесиса.
Лиелвардский камень - волшебный. Известно, что он исполняет желания. Стоя около камня, достаточно загадать желание и громко высказать его, чтобы задуманное сбылось. Однако, желание ни в коем случае не должно быть плохо продуманным. Будьте осторожны, формулируя просьбы к мистическим силам. Любая просьба к потусторонним явлениям, высказанная у камня на самом деле будет выполнена, однако, как именно поступит чудодейственная сила, можно лишь гадать.
Я предпочел ничего не загадывать. Осторожнее в желания стоит быть. Вдруг сбудется.
Прошелся по парку, затейливо украшенному осенними цветами.
Лютеранская кирха постройки 1932 года.
По парку расставлены высокие деревянные фигуры по мотивам эпоса "Лачплесис".
В глубине парка - развалины замка XII века Первоначально он принадлежал Рижскому епискому Алберту. Архитектурный стиль – готика. Замок многократно пострадал во время войн и вновь восстановлен, но с1613 года находится в состоянии развалин.
Даугава у Лиелварде.
И еще одно примечательное место в Лиелварде - замок Улдевена, реконструкция древнелатышского поселения Xi - XII века.
Я осмотрел его лишь снаружи, иногда заглядывая через невысокие, с тыла, стены.
Вновь шоссе, погода, надо сказать - сказочная стоит! Утро, конечно, было прохладным а днем очень тепло. Тихая, светлая осень, её последние ясные деньки. да и ветер в спину, что неплохо добавляет скорости, даже учитывая мою нагруженность. Снова себя хорошо показывает гидропак в велорюкзаке. Вода в нем теплее воздуха, когда холодно и прохладная днем когда теплеет.
Перед Огре дорога становится шире, две полосы в каждую сторону, почти автобан, отбойники по бокам и местами разделительная сетка по центру.
И вот такие чудные машинки встречаются. Стоя на светофоре приметил силуэт вдалеке, полез вытаскавать фотик, таки успел щелкнуть.
Огре проскакиваю как и многие прочие города и поселки насквозь, лишь глазея по сторонам, нет ли придорожной харчевни, но не встретилось. Огре когда-нибудь стоит поподробнее исколесить, а то все мимо проезжаю.
И еще один небольшой, но исторически важный городок Латвии - Икшкиле.
За день до моей поездки Рената renatar опубликовала очень подробный пост о примечательности этого городка дла латвийской истории.
В честь ливского поселения, где было построено первое каменное сооружение в истории Балтии, в конце 20 века на берегу установлен этот камень:
Икшкиле неразрывно связан с именем Св. Мейнарда.
Майнхард или Мейнард фон Зегеберг (1127—1196) — святой католической церкви Санкт Менар, первый известный католический миссионер в Ливонии, первый епископ Икскульский, каноник немецкого ордена Святого Августина из монастыря города Ганзейского лиги Зегеберга в Гольштейне. (Википедия)
Памятник Мейнарду я приметил еще в июне, когда проезжал Икшкиле в первый день своего курземского путешествия. Дождь и невозможность остановиться на трассе не дали возможности его рассмотреть поближе. Трасса проходит через город насквозь, что бы заехать в него надо свернуть и спуститься с возвышения. Да еще вдобавок ко всему в городе массированный ремонт улиц...
С берега Даугавы видны развалины старой церкви, остров, на котором она находится носит имя Св. Мейнарда. Иногда уровень воды низкий и до церкви можно дойти пешком.
Что бы добраться до памятника святому, мне пришлось изрядно поплутать по перекопанным улицам. За памятником Мейнарду начато строительство, как гласила табличка строится церковь его имени.
От памятника Мейнарду надо было выбираться на шоссе. Самый простой вариант - по подземному переходу, немного по городку и снова на автодорогу.
Судя по знаку 100 для легковушек и мотоциклов это уже скоростное шоссе. Хорошо для меня местечко справа нашлось.
"Уважай других и они будут уважать тебя". В нескольких местах на дорогах Латвии видел подобные плакаты. Вполне логично.
Очередным городом на моём пути стал Саласпилс. Город молодой, в основном постройки советского периода, насколько я приметил.
Православная церковь Георгия Победоносца, совсем недавно построена, уже в послекризисные времена освящена (2011?).
Тут я думал было перекусить, но ничего подходящего не нашел. А в фастфудовские сетевые забегаловки я не ходок. Поскольку часть пайка я уже схомячил на небольших дневных остановках, закупился и покатил себе дальше.
Саласпилсом заканчивался мой путь по правому берегу Даугавы, насыщенный местами значимыми этот путь получился. В мыслях благополучно пропускаю поворот... вместо плотины Рижской ГЭС продолжаю двигаться на Ригу.По бокам отбойники а следующий разворот не скоро. Улучаю момент когда машин почти нет и сдаю назад, поворот уже делаю под "кирпич", но никого.
Тут и до Риги недалеко уже.
Вспоминаю июньскую поездку точно по этой дороге - сильный дождь, поток машин, лужи не объехать. Видимость - только прямо по курсу. Зато сейчас глазей по сторонам в своё удовольствие. На мосту через Даугаву - ремонт. Все те, кто меня шустро обгонял стоят в очереди. Я же пересекаю Даугаву по пешеходной части.
Рижские высотки совсем недалеко.
Птичья тусовка на отмели.
Огибаю Рижское водохранилище, на горизонте шпили Кекавы, первое кекавское кольцо - мне на Яунелгаву, вдоль Даугавы, но уже вверх по её течению, по левому берегу. Вечереет, пора и о ночлеге подумывать. День уже изрядно сократился, после восьми вечера начинает темнеть. В поисках ночлега свернул по указателю к Даугмальскому городищу.
Тут стать лагерем не вышло, не я один путешествую по Латвии.
После поселка Даугмале свернул на грунтовку, места без хуторов, в дубовом лесочке, на опушке разбил лагерь. Была мысль сначала поужинать, после палатку ставить, ага, сейчас! Тучи, полчища комаров были просто безумно рады моему появлению! Резво ставлю палатку, чуть высовываясь из неё гтовлю горячий плотный ужин. Пюре картофельное с тушеной курятиной, кофе, фрукты - на всежем воздухе да после дня пути ( 120 км задень) идут на ура. Выгоняю набившихся в палатку кровопивцев, многих пришлось просто удавить. Раскладываю спальник, но время-то детское - чуть после восьми вечера. Но делать больше нечего, укладываюсь и почти моментально засыпаю. Где-то после часа ночи меня будит птичий гвалт совсем рядом с палаткой. А какое глубокое небо над головой! И звезды в полном ассортименте. За бортом весьма прохладно, мне же в спальнике весьма комфортно. Поворочавшись, под звук пидающих желудей, засыпаю до утра.
Утро у меня раннее, с восходом. Из нагретого спальника вызать ой как не хочется. Тем паче что ощутимо холодно. Градусов 5 - 7 всего. Зато комаров нет. Померзли, видать. Неторопясь завтракаю, каша и кофе были поданы к столу. Завтрак и сборы занимают примерно час времени. В палатке, кстати, удобно все удалось скомпоновать еще с вечера. Палатка по ширине на двоих, с одной стороны спальное место, с другой все вещи - сумка с фотиком, фонарик и мобильник в зоне досягаемости, чехлы от туристического хлама, верхняя одежда и продукты. А вот кроссовки ночевали за бортом, в пакете, ибо... воздуха не дезодорировали.
Немного сворачиваю в сторону от Даугавы по направлению к Балдоне. По пути, рядом с грунтовкой озеро в восходных лучах. Вода за вчерашний день нагрелась, теперь парит в прохладном воздухе.
Путь мой лехит в селение Мерцендарбе, к усадьбе Merzendorf.
Старая аллея ведет к усадьбе.
Начало строительства усадьбы - 1789 год. Фридрих Георг фон Ливен, хозяин усадьбы и земли, купил её у курземского герцога Петера Бирона за несколько лет до этого.
Фон ливены владели поместьем влоть до аграрной реформы 1920г. В начале ХХ века усадьба перестроена - достраивается второй этаж. С 1939 по 2012 год в усадьбе размещался детский дом.
В некоторых местах эта усадьба фигурирует под названием Mercendarbes pils ( замок, дворец). Это-то меня и соблазнило её посетить, да и от дороги недалеко.
На дворец, а тем паче на замок не тянет, но все же интересно.
Возвращаюсь на дорогу вдоль Даугавы. Ветер, в предыдущий день был попутным, но я сменил направление движения и он теперь встречный. И асфальт не совсем под мою резину. Ровный, но крупнозернистый, соответственно накат очень слабый.
Напротив Лиелварде, где я был вчера. Слева кирха, справа почти скрытый деревьями - старый замок.
Старые развалины у дороги. Алстикес муйжа (усадьба), так когда-то называлось это место.
Яунелгава, православная Спасо-Преображенская церковь,1897г.
Яунелгава долго тянулась новой дорогой вдоль Даугавы, потом сам городок, промелькнувший очень быстро.
Думка в центральном сквере. И ни одной мало-мальски захудалой харчевни, да и вовскресенье к тому же. Обедню устраиваю сразу после Яунелгавы, что-то дорога и встречный ветер меня притомили не вкручивается как-то, даже взятая ради допинга вражеская шипучка не подействовала (кокакола имеется в виду, иногда она идет как допинг - энергетик, иногда - нет).
А вот и Айзкраукле, Плявиньская ГЭС. Проскакивал и мимо Кегумской, но мельком, впрочем все они похожи - бетонные коробки, водохранилище.
Времени в Айзкраукле было достаточно, помнил я там одну харчевню - быстро, недорого и вполне вкусно, туда и зарулил. Panna называется ( Сковородка).
В память о моём посещении в Айзкракле уже воздвигли памятник велосипеду.
Такая вот поездка вышла. В центре внимания - Даугава, а в ней и жизнь и история государства Латвийского.
Теперь бы от Саласпилса хоть до Мангальсалы проехаться, но не в этом, наверное, году, да и лоцман не помешал бы.
Второй день - 105 км в пути.
Туристический сезон уж можно считать закрытым - становится холодно, в палатке не заночуешь. А велопоездки - может еще и будут, тут как погода себя покажет