Засиделся я без велопоездок, то пару недель кочевая жизнь туриста в автобусе, то недельное сидение у компа. А лето-то идет - и вот-вот закончится.
Недавно в интернете видел заметку об узкоколейке в литовском городе Аникщай. Поскольку в латвийском Виесите посмотреть на узкоколейку не вышло, решил съездить в Литву.
Ехать собрался в субботу, но погода не благоприятствовала, поехал в воскресенье.
Прикинув протяженность маршрута выехал в 3:30, по холодку, движения на дорогах почти нет. Попал в густой утренний туман, который как слоёный пирог стелился по низинам, иногда перетекая в более низкие места.
Мимоходом проскакиваю спящий Зарасай ( Литва), в котором бывал в прошлом и позапрошлом году, лишь окидываю взором озеро Зарасас, чуть подсвеченное восходом.
Область Литвы - Аукштайтия, граничащая с латвийской Латгалией не уступает ни количеством озер, ни холмистостью. Дорога по качеству неплохая. потому подъемы - спуски даются легко.
Озера очень живописны, особенно в момент восхода солнца.Живность. Стоили сделать один снимок тут же бросились наутек.
Череда небольших городков и вот Утена, город даже постарше Даугавпилса. Останавливаюсь хлебнуть кофейку на заправке, мимоходом пару кадров и далее.
Движение на дороги становится все интенсивнее, несмотря на воскресный день. Литовские, польские, латвийские и прочие фуры почти беспрерывным потоком идут в обе стороны, хорошо хоть дорога широкая, справа за сплошной белой полосой почти метр асфальта, мне как раз.
Поселок Лелюнай, костел у дороги.
По трассе Зарасай - Каунас еще немного и сворачиваю на Аникщяй. Вроде и районный центр, но дорога старая, узкая и разбитая. Еще и петляет как заяц по полям. Немного, десятка полтора километров, но утомила эта чехарда.
Сам городок аккуратен и чист, суетлив как небольшой муравейник, впрочем, как и многие из виденных мной литовских городов.
Я держу путь в глубь городка. К железнодорожному вокзалу.
Это старейшая сохранившаяся узкоколейка из построенных в Российской империи. Начала строиться в 1894 году, всего через два года после первой в стране Ириновской узкоколейки под Петербургом. Правда, тот старейший участок Поставы-Швянчёнёляй не сохранился, а линия Швянчёлёляй-Паневежис была пущена в 1901 году - к ней и относится сохранившийся до наших дней участок Паневежис-Рубинкяй длиной 68 километров. Дорога развивалась и при Первой республике: в 1922 году открыт участок Биржай - Ионишкелис, в 1938 году продлённый до Паневежиса. В лучшее время протяжённость железной дороги, уходившей далеко в Беларусь (например, Глубокое) была более 300 километров, а её "столицей" оставался Паневежис. Постепенное закрытие участков началось с 1970-х годов, но здесь сберегли вокзальчик без путей, там паровоз поставили на постаменте - как в большом Паневежисе, так и в маленьких Биржае и Пакруойисе. Как бы то ни было, как общественный транспорт узкоколейка прекратила своё существование в 2001 году - но была сохранена и превратилась в действующий музей. У железной дороги есть и сайт с английской версией, где можно посмотреть расписание экскурсионных поездов - они курсируют летом по выходным, в основном по короткому маршруту Аникщяй-Рубинкяй, отправляясь в 11:00 и возвращаясь около 15, стоимость 20 литов. В этом году в расписании поездки значатся в каждое второе воскресенье месяца, а я был в первое. Просто прошелся и посмотрел на то что сохранилось.
Тепловоз ТУ2 - знаменитая "кукушка", строившаяся в 1950-е годы и благодаря своим надёжности и эффектному облику ставшая символом советских узкоколеек.
Внутри вокзала.
Расписание. Когда-то тут было весьма оживленное движение!
На выходе - колокол и фуражка ( видимо, дежурного по станции).
Пассажирский вагон и водяная колонка для залива воды в паровоз ( не знаю точно как она называется)
Вид в окошко вагона.
Дрезины.
За путями станции - пакгауз - музей с отлично сохранившимися экспонатами.
Чешский паровоз Кч4.
Мотодрезина, прозванная "бешеной табуреткой".
Тепловоз ТУ6А.
Вагоны промышленно-хозяйственного назначения.
Теплушка - в вагоне экспозиция, рассказывающая о репрессиях советского периода.
Вокзал со стороны путей.
Прощальный взгляд на это интересное местечко. А ведь действительно, привыкнув к виду железной дороги с широкой колеёй (1520мм) узкоколейка(750мм) воспринимается как нечто игрушечное, несерьёзное. А ведь эти трудяги перевезли немало людей и грузов в своё время.
Пора и в путь обратный. Выезжая из Аникщяй прозевал нужный поворот и немного покружил по городу. Фраза "язык до Киева доведет" тут далеко не всегда срабатывает. Люди говорят на литовском, с русским не очень. Но таки выбрался. Обратный путь как-то легче пошел, дорога уже известна. В Утене остановился перекусить, традиционными литовскими цепеллинами и кружечкой кваса. Без приключений добрался до Даугавпилса. Подъезжал, уже солнце село, туман вновь спускался на поля.Получилось так, что эта поездка выдалась самой протяженной в этом году - 258 км, и самой длительной - почти 14 часов в пути.