Остров Богородицы на Рифе — единственный, сотворенный руками, в Адриатическом море. Сегодня его площадь составляет чуть более 3000 кв. м. Существует несколько версий легенды возникновения этого островка.
Версия первая.
Моряки, которые возвращались из плавания (скорее всего, с рыбалки) домой, попали в шторм и их корабль наткнулся на риф, который был на этом месте. Оставшиеся в живых, после того как пришли в себя, нашли здесь икону Пресвятой Богоматери с младенцем на руках (правда, в этой истории непонятно, как она там оказалась). Моряки настолько были рады тому, что уцелели в схватке со стихией, что поклялись друг перед другом и перед лицом Господа выстроить церковь в знак благодарности за свое спасение.
Версия вторая.
В начале XV века два моряка, братья Мортешичи из города Пераст проплывали мимо рифа и случайно увидели в воде икону Божьей матери. Видимо, она осталась здесь от предыдущего кораблекрушения и зацепилась за камни. Икона оказалась чудодейственной: один из братьев вскоре излечился от мучавшей его болезни. И вот тогда жители Пераста решили воздать ей почести, создав рукотворный остров и выстроив на нем церковь. А Дева Мария с тех пор считается покровительницей моряков из Пераста.
Какими бы ни были мотивы, факт остается фактом: в течение почти что двухсот лет на рифе затапливались пиратские и собственные старые корабли, а также возникла традиция, проплывая мимо него, бросать в воду камни. Таким образом и образовалось плато, на котором можно было начинать строительство. Считается, что еще одним мотивом его создания было желание жителей Пераста установить владычество над собственным островом в противовес владычеству жителей Котора над островом Святого Георгия, который находится совсем рядом. Так церковь Божьей Матери в византийском стиле, высотой 11 метров, вскоре здесь была возведена. К сожалению, ближе к концу XVII века ее сильно повредило землетрясение, но храм отреставрировали, расширили, теперь он занимает большую часть острова и в разгар курортного сезона почти ежедневно принимает экскурсии с туристами.
В те времена, когда Пераст был на вершине своего развития и являлся важным экономическим центром побережья, храм на острове стал пополняться произведениями искусства. Для богатой росписи стен и сводов архиеписк пригласил знаменитого в те времена художника Трипо Коколя, который почти 10 лет посвятил этому занятию. В течение долгого времени знатные горожане и благодарные капитаны кораблей приносили церкви свои дары и стремились всячески украсить ее, поэтому к сегодняшнему дню она является не только домом Божьим, но и дейстующей галереей, где хранятся интересные и ценные экспонаты, в том числе более 60 картин.
В наши дни жители Пераста бережно хранят в своей памяти легенду о создании острова Богородицы на Рифе и даже придумали в его честь праздник! Ежегодно 22 июля в городе проходит Фашинада — день, когда в торжественной обстановке жители привозят сюда и высыпают гору камней для того, чтобы рукотворный остров не подвергался разрушительному воздействию морских волн и всегда оставался невридимым на своем месте. Кроме того в эти дни проходит парусная регата на Кубок Фашинады, в которой с удовольствием участвуют спортсмены на лодках со всей Боко-Которской бухты.
Небольшой город моряков и пиратов Пераст не приспособлен для движения автотранспорта, поэтому мы его наблюдали со стороны и сверху, медленно проехав рядом.
Скалистый и покрытый растительностью остров Sveti Djordje (Свети Джордже) возник естественным путем. Он творение природы, чью красоту дополнила человеческая рука. В частности он известен тем, что постоянно подвергался каким-то несчастьям: землетрясения, пожары, оккупация – все это выпало на долю маленького острова напротив города Пераст. Но еще больше он знаменит благодаря могилам капитанов, похороненных здесь, среди которых и могила знаменитого учителя русских моряков Марко Мартиновича. Отсюда второе название этого места – Остров Мертвых. На нем еще в XI в. было основано бенедиктинское аббатство Святого Георгия, которого Сербская православная церковь называет Святым Джордже – отсюда и название острова. В окружении столетних кипарисов здесь сейчас стоит каменная церковь.
С этим островом связана трогательная легенда. Французы превратили его в крепость, которую в 1813 г. захватили жители Пераста. И офицер, которого звали Слович, получил приказ стрелять по крепости из пушек. Приказ он выполнил, но при этом один из снарядов случайно попал в дом, где жила девушка, которую он любил. Его любимая нашла свою смерть среди развалин. Когда Слович узнал, что сделал, раскаяние и любовь привели его на остров, где он остался, чтобы провести остаток своих дней в тени своей большой несбывшейся любви. Похоронен Слович был рядом со своей любимой, со смертью которой он так никогда и не смог свыкнуться. Их могила до сих пор находится под сенью кипарисов. Считается, что именно этот остров вдохновил швейцарского художника Арнольда Бёклина, который создал знаменитую картину «Остров мертвых».
На этот остров, вероятно, из-за его трогательной красоты чаще всего приезжают молодые и влюбленные.
А далее мы попали в Котор. В стользамечательной по красоте бухте и город соответствующий. Но у меня, видимо, начался переизбыток впечатлений от увиденного. Или я уже прогрелся до состояния, в котором слабо воспринимаешь действительность... Сам Котор мне как-то не увиделся.
Стены старой крепости начинаются у моря и тянутся высоко в гору, на высоту аж 260 метров, заканчиваясь фортом Св. Иоанна.
На одних из ворот надпись со времен Иосифа Брос Тито " Чужого не надо, своего не отдадим", датируемая 1944 годом. В арке этих же ворот - барельеф 15 века, где изображены Богородица с Младенцем и очень почитаемые в Черногории святые – Трифон и Бернард. ( а на приступке этого барельефа, по легенде, рубили руки/головы ворам)
А в общем, это старый, средневековый город, небольшой ( старая часть) но удивительно сохранивший своё лицо. Узкие улицы, повсюду завешенные бельем, пальмы, балкончики с зеленью, многочисленные барельефы на стенах - кого тут только не было за его долгую историю, всяк оставил свою частичку. Помимо завоевателей стихия пыталась стереть этот город с лица земли землетрясениями, последнее было совсем недавно, в 1979 году. Город всякий раз отстраивали его верные жители.
Католический кафедральный собор Святого Трифона — символ Котора. Величественное здание возвышается в самом центре города. Освящение храма, посвященного защитнику охотников и рыболовов, помощнику в добрых начинаниях и покровителю Котора, состоялось 19 июля 1166 года. Собор построен в истинно романском архитектурном стиле.
Эта часть Черногории входит в сейсмически опасную зону. Периодические разрушительные землетрясения не пощадили и храм. Так, в 1667 году были полностью разрушены обе колокольни. Камень для реконструкции везли с острова Корчула. Отстроенные заново звонницы приобрели особенности, характерные для барокко. Еще одним новшеством стало соединение их широкой аркой. Огромный ущерб нанесло зданию землетрясение 1979 года. Восстановительные работы велись под эгидой ЮНЕСКО. По завершении собор был включен в список Всемирного наследия.
В часовне нашли место последнего упокоения мощи Святого Трифона. В 809 году их выкупил знатный горожанин Андрия Сараценис, чей прах покоится в установленном в соборе саркофаге.
Высоко в горах над Старым Котором есть маленькая православная церковь, носящая довольно редкое название - Богородицы Здравие. Объясняется это просто - храм был построен местными жителями в честь Божьей Матери в благодарность за избавление города от эпидемии чумы. Сюда была помещена специальная икона Богородицы Здравие, которая прославилась своим даром спасения от болезней еще в средневековой Италии.
Церковь Богородицы Здравие была построена в конце XV века, но в исторических источниках она впервые упоминается в 1518 году. Под нынешней церковью в результате археологических раскопок было обнаружено еще более старое религиозное здание, относящееся к VI веку, к периоду раннего христианства.
Храм имеет большую открытую веранду внутри остроконечного готического свода, другая же часть здания выполнена уже в стилистике барокко. Стены церкви украшают картины с эпизодами жизни Пресвятой Девы Марии: Рождение, Введение в храм, Благовещение и Вознесение на небеса. Красивый мраморный алтарь - работа венецианского скульптора Бернарда Табакка, он был закончен в 1700 году, его венчают две статуи - Святого Трифона, покровителя города, и Святого Иеронима, покровителя Далмации. Бывшая главная ценность храма - чудотворная икона исцеляющей Богородицы Здравие - ныне хранится в ризнице которского собора. Также при церкви находится могила известного которского гражданина - графа Антона Луковича.
Попасть в церковь можно только пешком, пройдя по крутому склону долгий путь из 500 шагов, начинающийся от старого городского квартала.
Вот они узкие улицы этих городских кварталов. А мысль о церкви на склоне, о крепости, петляющей по горе мне все не давала покоя...
Это не начало ли пути к высоте?
Несколько фото от супруги.
Оружейная башня с часами.
Напротив главных городских ворот на просторной площади Оружия поднимается городская часовая башня. Это трехэтажное надёжное здание строилось по технике «bunjato», из массивных каменных кубов, углубляющих края. Такая техника кладки была популярна в эпоху ренессанса, но поддерживается и в период барокко. Башня была построена 1602-м году во время венецианского наместника Антонио Гримальди, чьи инициалы выгравированы на гербе над входом, на котором указан год.
Церковь Св. Луки — 1195 год. Первоначально храм был католическим, но в 1657 году, когда много православных укрылось в Которе от турецкого вторжения, венецианская администрация города разрешила им использовать церковь для православных обрядов, поэтому здесь два алтаря — католический и православный.
Небольшие фрагменты Котора.
Зонтики
Мётлы.
Вид на крепостные стены снизу.
Водяная колонка - точка принятия решения. Откалываюсь от группы. А поскольку точка сбора и время уже определены, то в путь.
Экипировка - соответствующая ( в тени +34). Литра воды хватит.
Следуй за белым кроликом котиком!
Ступеньки, ведущие вдоль крепостных стен видали те еще виды. У парапета ступеньки, рядом просто ровная каменная мостовая, наклонная и порядком отполированная, но местами все это порядком подразбито. Но подниматься не мешает. Через какое-то время я смекнул, что мои велопоездки не прошли даром.
Примерно на трети подъема церковь Богородицы Здравие. Маленькая и скромная. Несколько туристов вокруг и внутри, беззастенчиво щелкающих камерами. Но в моём и конкретном случае церковь для одного. Для молитвы.
А потом начались живописные виды города и части бухты сверху.
Как в сказке - чем дальше в лес, тем чудесатее и чудесатее! Признаться, я не смотрел в сторону крепости, смотрел по сторонам! Дух перехватывало от такого простора!
А вот и черногорский флаг, столь маленький снизу. Теперь я смотрю на него сверху!
Подъем и спуск вниз ( трусцой, на полусогнутых, огибая плетущихся вверх и вниз туристов, широко расставив для равновесия руки) занял у меня чуть более часа. ( 260 метров вверх и вниз, около 4,5 км)
Вот собственно по Котору и все. Оставшееся короткое свободное время я решил отдышаться и отпиться водой ( литр ушел в первой половине подъема).
Славный город! Его бы неспешно, пару деньков обойти спокойно и не спеша.